Пытаясь начать описание дня проведенного в Ватикане, я долго не мог составить план рассказа, поскольку слишком объемным получается даже не весь этот день в целом, но каждый из его крохотных эпизодов. Количество фотографий, сделанных на площади Святого Петра огромно. Но их еще можно попытаться как-то скомпоновать, убрав те из них, без которых общая картина и так прекрасно сложится. А вот буйство снимков из музеев Ватикана не поддается не только исчислению, но даже минимальному упорядочиванию. Делать так, как я поступал прежде, т.е. вести повествование в хронологической последовательности тоже не очень удобно, поскольку наступит сумбур и хаос из многочисленных залов, фресок, статуй, гобеленов, коридоров, двориков, площадей и прочих музейных принадлежностей. Выложить отдельной фотогалерей без описания? Кому это будет нужно? Кроме этого, братва волнуется, и кто-то просит больше внимания уделять бытовым подробностям, кто-то требует детализацию конкретного снимка с полными историческими и мифологическими выкладками, а кому-то вообще все это “до ноги” и он желает только продолжения сюжета в начатом пилоте “Апостолов Глизе”.

По поводу деталей не извольте волноваться. Поскольку я не профессиональный историк, а дилетант и невежда, и даже не культуролог, то наврать с три короба, предварительно проверив эти враки на минимальное соответствие действительности, я еще смогу. А вот как описать увиденное в Сикстинской капелле, в которой не только запрещено снимать, но и разговаривать возбраняется? А с учетом того, что сначала мы были на площади, потом в музеях, потом на куполе, потом в соборе и потом опять на площади, при этом стараясь одновременно внимать рассказу гида, успевать снимать, смотреть, выслушивать недовольные вопли отдельных клоунов-экскурсантов, обсуждать увиденное и планировать вечернюю поездку на автобусе по Риму с каждой минутой понимая, что ей таки не бывать из-за нехватки времени, то легко можете себе представить, что будет, если все это я начну описывать во всех желанных вашему сердцу и приятных глазу подробностях.

Поэтому я, как и прежде, разобью рассказ на эпизоды, но они не будут последовательны во времени. Однако каждый из них я постараюсь сделать цельным и самодостаточным.

Ну что, прогуляемся в Ватикан?

В прошлый раз описывать отель, в котором мы остановились на ночь, уже не было никаких сил. Но наступило утро и можно подробнее рассмотреть этот приют. В целом он произвел довольно приятное впечатление. Светлая чистая комната со свежим ремонтом, отдельный и опять же чистый санузел с душевой кабиной и умывальником + в качестве бонуса небольшой балкончик. Точнее это огороженный кусок карниза шириной ровно на одного человека, на который можно выйти, не без удовольствия выкурить сигарету и встретить катящееся по улицам римское утро.

Комната в семейном отеле

Комната в семейном отеле

Вид с балкончика на Рим

Вид с балкончика на Рим

Вид с балкончика на Ватикан

Вид с балкончика на Ватикан

В комнате была даже чугунная батарея отопления! Горячая! Но к утру он стала холоднее айсберга. Что поделать, местные экономические особенности. Зато когда идешь умываться ощущаешь редкостный бодрячок, поскольку вентиляция в санузле сделана незамысловато. Отверстие, декорированное решеткой — прямо в стене. На улицу. Последний раз такое свежее умывание я имел в казарме училища ракетных войск стратегического назначения. Там правда напрочь отсутствовала горячая вода как объективная реальность, данная нам в ощущениях…

Хладный зал для омовений

Хладный зал для омовений

Проснулся я достаточно рано, поскольку у меня наступил день рожденья и начался он со звонков друзей, наполненных поздравлениями и пожеланиями. А учитывая разницу между Римом и Европейской частью России в 3 полновесных часа, спать далее было бессмысленно.

Спустившись на улицу, я немного пошастал в поисках пекарни со свежими круассанами, но нашел только продуктовый магазин, в котором и набрал к завтраку вина, помидоров, моцарелы и колбаски.

Попутно я наблюдал, как начинают свой день итальянцы. Они довольно приветливо общаются с соседями, выгуливающих собак, почтальонами, приглашют друг-друга на чашечку кофе в местный бар. Совместное питие кофе у них продолжается 2-3 минуты после чего все разбегаются по делам.

Пока мы неспешно завтракали, чистили перья, полировали зубной пастой бивни и готовились к десантированию на ватиканскую территорию явилась портье и сказала, что завтрак будет через 10 минут. Ну, лишний раз влить в себя кружечку кофе никому еще не вредило, и мы таки получили настоящий итальянский завтрак:

Итальянский завтрак

Итальянский завтрак

После чего сделали чек аут и благополучно отбыли в направлении крепостной стены, которая опоясывает самую маленькую страну на планете (всего 44 гектара):

Стена Ватикана

Стена Ватикана

Ужаснувшись размерам очереди, которая вела к кассам музеев Ватикана мы отправились на площадь Святого Петра.

Дорога к храму

Дорога к храму

Прежде, чем начнутся фотографии и рассказы о колоннаде Бернини я хочу продемонстрировать как эта площадь выглядит сверху:

Площадь Святого Петра с купола собора

Площадь Святого Петра с купола собора

С двух сторон площадь принимает прихожан в свои объятья гигантской колоннадой. Если подняться еще выше над собором (папа это делает на вертолете, а вы не знаю — что ни будь тоже придумайте), то в сочетании собора и колоннады можно увидеть форму ключа Святого Петра, которым открываются врата рая. В центре площади находится обелиск, который привез из Египта император Калигула.
Данный обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором по преданию и был казнен апостол Петр. Обелиск установили на самой площади только в 16 веке.

Обелиск Калигулы

Обелиск Калигулы

Поскольку он имеет значительную массу, то потребовалась весьма сложная система канатов вкупе со сложной головоломной машиной, в которую запрягли 140 лошадей. Перед моментом установки инженер Фонтана (это у него фамилия такой) предупредил всех о соблюдении строжайшей тишины, поскольку, дескать, любой звук может обрушить конструкцию. Что при этом делать с ржанием лошадей он не уточнил. Думаю, что просто решил подстраховать себя на случай, если облажается. Но, тем не менее, всем присутствующим было объявлено, что за несоблюдение тишины немедленно последует смертная казнь.

В процессе установки, разумеется, канаты провисли и уже практически был готов произойти горький катаклизм, но нашелся герой-моряк, который наплевав на запрет, заорал: “Воду на канаты!” (если полить канат водой он сокращается в длину и слабина выбирается). В итоге все получилось как нельзя лучше. Обелиск стал на свое место и до сих пор стоит как памятник смелому моряку. Правда голову ему не стали отрубать за нарушение тишины. Простили. И на том спасибо.

Но вернемся к творению Бернини.

Колоннада насчитывает 284 колонны. По 4 в каждом ряду. Над ними 162 статуи католических святых. Аналогичная колоннада украшает Казанский собор в Санкт-Петербурге. Но у этой есть одна интересная особенность. На площади есть две неприметные точки, отмеченные кружками из белого мрамора. Если стать именно в эту точку, то 4 колонны в каждом ряду сольются, и видеть вы будете только первую. Сделав же шаг в сторону “спрятавшиеся” за первой остальные колонны сразу станут видны.

Как можно было, не имея никаких вычислительных средств, кроме карандаша и бумаги так точно сделать этот сложнейший расчет, а потом еще и реализовать его в камне для меня конечно загадка. Вот так выглядит колоннада с обычной точки площади:

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

А если стать на отмеченное место, то колоннада видится плоской. Причем во всем своем протяжении, а не отдельный фрагмент:

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

Колоннада Бернини на площади Святого Петра

Сам Бернини заслуживает отдельного о себе рассказа.

Я чуть было не перепутал его с Брунеллески, когда описывал Флоренцию, но вовремя исправился. Так вот. Этот достойный муж имел, как всякий нормальный человек, завистливого соперника по фамилии Борромини, который всячески мастера подначивал. Так однажды господин Борромини, занимаясь украшением очередного палаццо изваял ослиные уши и разместил их как раз напротив окон Бернини. Дело в том, что Бернини как-то сделал не вполне удачные колоколенки на Пантеоне, которые окрестили ослиными ушами, и намек Борромини в данном случае был слишком явным.

В ответ Бернини изготовил огромный каменный член, и установил его у себя на балконе, тем самым элегантно послав обидчика на три буквы в стиле барокко.

Опять же, строя фонтан четырех рек на площади Невона Бернини допустил ошибку. Хитрый же его конкурент в данном случае перехитрил сам себя. Его шпион выкрал чертежи из мастерской Бернини и негодяй, обнаружив ошибку в расчетах фонтана и убедившись, что вода перестанет течь через несколько секунд после запуска возрадовался и потирая потные ладошки нетерпеливо ожидал момента, когда случится фейл. А поскольку на церемонии должен был присутствовать папа Иннокентий, который недолюбливал Бернини, то эта неудача поставила бы крест на его дальнейшей карьере.

Однако сам Бернини хвост держал пистолетом и от добрых людей прознал, что конкурент что-то затевает вовсе недоброе. В свою очередь заслав шпиона и выкрав верные расчеты, он решил насладиться местью. На церемонии открытия вода действительно перестала поступать в фонтан через несколько секунд после старта. Борромини уже готов был прыгать до потолка, а папа удивленно посмотрел на фонтаностроителя с намерением спросить, что все это значит, как струи забили с новой силой и папа, расчувствовавшись, объявил, что Бернини добавил всем присутствующим по 10 лет жизни.

И жили они долго и счастливо и умерли в один день.

Однако, заболтался.

Прежде, чем перейдем непосредственно к Собору Святого Петра посмотрим более мелкие детали ее оформления. Светильники, например:

Светильники на площади

Светильники на площади

Или плитку под ногами, которая покрывает всю площадь без исключения:

Так вымощена вся площадь

Так вымощена вся площадь

И среди стандартных санпьетришек попадаются плитки не по ГОСТу. Этой плитой отмечено место, где 13 мая 1981 Али Агджа стрелял в папу Иоанна Павла II:

Тут стреляли в Папу

Тут стреляли в Папу

Спустя 4 дня после покушения папа, находясь в больнице, простил своего несостоявшегося убийцу и молился за него. Заказчиками этого покушения называли то Андропова, то аятоллу Хомейни. Но все единогласно сходятся во мнении, что выжил папа чудом. Вот автомобиль из музея гаража Ватикана, в котором папа в тот день выезжал на площадь:

автомобиль Иоанна Павла II в котором он находился в момент покушения

Автомобиль Иоанна Павла II в котором он находился в момент покушения

После покушения все последующие папамобили изготавливались с прозрачной капсулой из бронестекла. Дева Мария конечно заступница, но коль сказано в Библии “… не искушай господа Бога твоего…” то стоит прислушаться к совету:

Папамобиль

Папамобиль

Подивившись на живого кардинала, гордо прошествовавшего мимо нас, с трудом избегая затаптывания туристами, смотрящими преимущественно вверх:

Кардинал

Кардинал

Мы приступим к наружному осмотру самого собора Святого Петра. Надо сказать, что несмотря на его титанические сверхразмеры (он больше любого друго собора на Земле) с площади этих размеров не ощущаешь вовсе. Однако то, что выполнен он с любовью, старанием и вкусом в том нет никаких сомнений.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Еще бы! Его строили 150 лет! Среди его архитекторов были и Рафаель и Микеланджело!

Тот самый балкончик, с которого папа произносит речи и благословляет присутствующих:

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

Все вокруг украшено изваяниями:

Собор Святого Петра. Ватикан.

Собор Святого Петра. Ватикан.

А вот и знаменитые швейцарские гвардейцы, охраняющие покой папы:

Швейцарская гвардия

Швейцарская гвардия

Широко распространено мнение, что эту форму, довольно нелепую, шили по эскизам Юдашкина Рафаэля (некоторые клевещут так же на Микеланджело). Так вот — все это чушь. Рафаэль тут вовсе не причем. А дело было просто. Когда после битвы 1527 года с войсками императора Карла V гвардейцы отправились к папе, то их одежда была после сражений в полной негодности. И тогда они из кусков походных палаток, разолрав их на полосы смастерили себе униформу. Так это полосатое одеяние и дошло до наших дней, став парадной формой швейцарской гвардии. Хотите верьте, хотите нет. Но лучше не верьте, а попробуйте отыскать правду самостоятельно.

Вдоволь побродив по площади, мы присоединились к экскурсии, направлявшейся в музеи Ватикана. На подступах к площади достаточное количество зазывал, мертвой хваткой вцепляющихся в туристов и не отпускающих свою добычу пока они не согласятся на организованный поход. Но на самом деле мы преследовали несколько целей. Во-первых, ходить по музейным залам, которых тут около 7 км бесцельно не очень то перспективно. А во-вторых можно после выхода из Сикстинской капеллы попасть внутрь собора минуя гигантскую очередь на вход. Размеры этой очереди вы легко можете оценить на снимке с купола. Стоять в ней придется никак не меньше часа.
В стоимость билетов уже включена в стоимость экскурсии. Билеты покупает сопровождающий гида помощник и вот, через полчаса, получив радио с наушниками мы ступили на ватиканскую землю с другой стороны. Со стороны садов Ватикана. Отсюда купол собора смотрится восхитительно. Ничего. Скоро мы и на него подниммемся, преодолев 551 ступеньку:

Купол собора

Купол собора

Воду из всех фонтанов можно безбоязненно пить. Поступает она в Рим по древним акведукам и не хлорируется.

Воду из всех фонтанов можно безбоязненно пить

Воду из всех фонтанов можно пить

Помимо шедевров эпохи возрождения в Ватикане имеется и некоторое количество искусства современного. Вот скажем как вам вознесение Христа?

Вознесение Христа

Вознесение Христа

Внутри территория папской резиденции оставляет приятное впечатление. Все как в армии: пострижено, побелено, посыпано песочком и растут лимоны. Правда не на высоких горах и не на крутых берегах, а просто в горшках на улице:

Ватикан

Ватикан

Первый из ватиканских музеев который мы посетили это папский гараж. Пару машин, связанных с Иоаном Павлом II я уже показывал ранее. А вот теперь посмотрим более почтенные средства папского передвижения. Кстати, увидев табличку над входом я понял, откуда Гарри Гаррисон взял название «кародж» для своей книги «Специалист по этике»:

Папский гараж

Папский гараж

Первый экспонат — это великолепная, запряженная шестеркой лошадей парадная карета. Жаль, что сейчас папа на такой не выезжает. Еще больше жаль, что сфотографировать ее, поймав при этом полное отсутствие осматривающих и ощупывающих ее туристов совершенно невозможно:

Папская карета

Папская карета

Глядя на ее богато украшенный резьбой задок сразу захотелось опять стать мальчишкой и прокатится на этой роскошной «колбасе»:

Папская карета

Папская карета

Далее кареты стоят уже менее роскошные, предназначенные для суровых папских будней:

Папская карета

Папская карета

Ну и после каретного ряда начинаются уже самобеглые коляски другой эпохи:

Папская карета

Папская карета

Думаю, что нужно будет написать отдельную статью в раздел «Авто» про все эти папские средства передвижения. А на сегодня у меня все. Завтра, если успею, то подготовлю вам часть превосходных шедевров, хранящихся в закромах Ватикана.

Спасибо за внимание. Удачи! Увидимся!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс