Орешек знаний твёрд,
но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал «Хочу всё знать!

По техническим причинам фотографии из Сан-Марино еще не готовы. Посему сделаю внеплановый выпуск ликбезо итальяно и расскажу о бешеных итальянских электричках и о мелочах (сильно облегчающих жизнь простых итальянцев), на которые я обратил внимание по Бессарабии кочуя разъезжая по городам Италии.

Поскольку передвигались мы по Апеннинскому полуострову исключительно по железным дорогам, то первым делом возник вопрос покупки билетов. Сайт http://www.trenitalia.com (компании, управляющей ЖД движением) предоставляет информацию о времени, пересадках, типах поездов и т.п. Предварительные данные можно получить на нем. Кроме того, зарегистрировавшись, можно сразу купить билеты через интернет. Но настоящие итальянцы покупают билеты в кассе. Поэтому мы отправились на вокзал.

На вокзале билеты можно купить как у кассира, так и в автомате, который принимает наличные евро и кредитки. Но в кассе все же удобнее, поскольку кассир может (как старший и опытный товарищ) предложить варианты, которые ускользнули от внимания на сайте или не были найдены по причине плохого знания языка. Для покупки билета у кассира достаточно написать ему на бумажке желаемое время, начальный и конечный пункты назначения, стоимость и количество пассажиров.

Правильные названия станций можно уточнить в том же автомате или на сайте, поскольку это вовсе не очевидная вещь. Например Венеция так и будет Venezia, а вот Флоренция пишется уже как Firenze и при написании инструкции можно попасть пальцем не туда… Кроме этого, существует несколько станций в том же Римини или Риме, которые начинаются соответственно Rimini и Roma но имеют дополнительные названия. Это что-то из серии Москва-Павелецкая, Москва-Сортировочная, Москва-3 и т.п. Приехать то вы конечно в нужный город приедете, но вместо центра скажем Рима (вокзал Roma Termini) окажетесь где нибудь на задворках станции Roma Trastevere, предположительно в окружении подозрительно присматривающихся к вам негров. Поэтому смотреть на карты Гугля, изучая расположение станций есть насущная необходимость.

Билетная касса по итальянски — билеттерия. Так что перепутать сложно.

Вручив кассиру челобитную со словами «Скузи, но парло итальяно. Прего билетти.» можно рассчитывать на то, что он, понимающе покивав головой и повернув к вам экран своего компьютера предложит на выбор несколько вариантов и будет ждать от вас утвердительного ответа по какому-то из пунктов его оферты. Главное не забывать об элементарной вежливости и как минимум здороваться с ним и говорить спасибо-пожалуйста по итальянски. В общем — улыбаемся и машем. В данном случае головой. Как видим, купить билеты сможет даже дебил.

При покупке билетов цена (сюрприз!) имеет как правило решающее значение. Можно выбрать билеты на прямой поезд без пересадок от 50 евро в один конец. А можно взять с пересадкой в Болонье или Фалькоране и доехать вовсе за смешную сумму в 20 евро. При этом время ожидания следующего поезда в момент пересадки составляет от 10 до 50 минут. Кассир как правило предлагает варианты с наименьшим временем ожидания на промежуточной станции. Мы пробовали разные варианты и лично я пришел к выводу, что пересадка не доставляет особых проблем и сэкономленные 30 евро это все таки 5 бутылок неплохого регионального итальянского красного сухого вина, которые вовсе не будут лишними (я, как известно из показаний моей бывшей жены алкоголик, поэтому с момента развода люблю измерять все в попугаях бутылках спиртного или кружках пива).

Поезда ходят точно по расписанию (если нет забастовок) и опоздать на пересадку нам ни разу не довелось. А ходят там поезда разные. Вот такие например:

1. Стандартная пригородная электричка, как правило вся состоящая из вагонов второго класса.

Итальянская пригородная электричка

Итальянская пригородная электричка

она же, только вид изнутри:

самостоятельные поездки на итальянских электричках

самостоятельные поездки на итальянских электричках

Обратите внимание на подголовник. Он имеет подпорки для головы чтобы можно было спать не свешивая голову на плечо соседа.
Как я понял, это старая модификация вагонов, поскольку в новой несколько другие (более удобные кресла) и окна в виде цельного стеклопакета. А в этом варианте стекла вагона состоят из двух половинок. И когда происходит разъезд встречных поездов половинки стекла издают резкий стук под напором удара воздушной волны от которого неподготовленные люди ммм… пугаются. Причем всю дорогу. Для сильно напуганных…

… в каждом вагоне есть туалет. Степень чистоты туалета зависит от дальности поездки. Иногда они снабжены одноразовыми сиденьями, но зачастую имеют только набор из туалетной бумаги, жидкого мыла и бумажных полотенец. В электричке Москва — Монино, уверен, что вы не найдете даже этого минимального комплекта удобств.

Под каждым окном в вагоне имеется лоток для мусора и в тамбурах расположены большие отсеки для сбора отходов. Каждый раз после прибытия на конечную станцию бригада уборщиков опустошает их от мусора. Двери на станциях не открываются автоматически, а только разблокируются. Поэтому для выхода нужно потянуть за красный рычаг, после чего дверь с грохотом и шипением отъезжает в сторону. Это, полагаю, не позволяет зимой лишний раз запускать в вагон холод, а летом выпускать из него прохладный кондиционированный воздух. Да. Все вагоны имеют кондиционер, поскольку окна открывать строжайше запрещено. И вот почему:

Как известно, наши совковые электрички ака зеленые змии неспешно ползают от станции до станции со скоростью черепахи-инвалида лишенной злоумышленниками костылей. В Италии же все поезда носятся с какими то умопомрачительными скоростями. Например когда мы на станции покупали билеты, дежурная тетка на чистейшем итальянском объявила по громкой связи о прохождении по третьему путю грузового состава, настоятельно предупредив отойти за специально проведенную примерно в полуметре от края платформы «линиа джалла» (желтую линию). Ну казалось бы товарняк пройдет. Что же тут необычного? У нас они, крадучись, проходят звеня, словно каторжники кандалами, через станцию. Но в данном случае через несколько минут после объявления мимо нас пронеслось нечто на скорости около 200 км/час, покачнуло нас ударной волной и стремительно превратившись в точку скрылось в дали. Это больше было похоже на бешеный смерч, а не на грузовой поезд.

Пассажирские электрички ездят (замеры с помощью GPS показали скорость на перегоне) 150-160 км/час. Медленнее между станциями они не перемещаются летают.

2. Пассажирский дизель из трех вагонов. На таком мы ехали из Фаенцы в столицу Тосканы — Флоренцию:

на электричке во Флоренцию

На электричке во Флоренцию

Такой же сумасшедший, но при подъеме в гору (он по пути переваливает через Пиренеи) ощутимо рокочет дизельный двигатель. Вот так он выглядит внутри:

На электричке во Флоренцию

На электричке во Флоренцию

т.е. по сути представляет собой три вагона, объединенных в единый салон. Мое внимание привлекла казалось бы мелочь, но она все же очень полезная мелочь. Посмотрите на специально выделенное место для перевозки в поезде велосипедов:

Места для перевозки велосипедов

Места для перевозки велосипедов

Сиденье откидывается и велик ставится в закрепленный упор для колеса. При этом он не падает при старте состава на вошедшую с котомками бабку и никому абсолютно не мешает. О том, что в поезде можно перевозить велосипед можно сразу увидеть в автомате при покупке билета. Это символизирует соответствующая пиктограмма:

покупка ЖД билетов в Италии

покупка ЖД билетов в Италии

В вагоне имеется светодиодное табло, на котором отображается название следующей станции, температура за бортом и в салоне а так же время. Такое же табло имеется на борту вагона снаружи, но на нем отображается номер поезда и станция назначения.

3. Cтолкнулись мы с еще одним типом вагонов когда ехали в Венецию. Это двухэтажные вагоны которые могут быть 1 или 2 класса:

Двухэтажные поезда

Двухэтажные поезда

Двери у них как снаружи, так и изнутри открываются только по нажатии кнопки. Закрываются через минуту-другую автоматически, предупреждая о том, что намерены прищемить пассажира, негромким сигналом.

Вот так выгляди вагон второго класса (самые дешевые билеты, напомню) внутри. Мы сразу же забрались на второй этаж:

Поездом в Венецию

Поездом в Венецию

Опять же, обратите внимание на конструкцию подголовника:

Поездом в Венецию

Поездом в Венецию

Внимание! Вопрос! Если это вагон второго класса, то к какому классу вы отнесете вагоны подмосковных электричек с деревянными сиденьями выполненными в стиле прокрустова ложа, оборудованными туалетами (часто закрытыми или с перекошенными дверьми которые невозможно затворить без применения лома) только в головном и хвостовом вагонах поезда до которых никто еще не сумел добежать не обосравшись по дороге в ближайшем тамбуре?

Ладно. Вопрос разумеется риторический. Опять скажут, что очерняю… вот еще один тип поездов, которые используются при проезде от одного крупного города к другому или между странами Европейского союза:

4. Скоростные поезда Eurostar:

Скоростные поезда Евростар

Скоростные поезда Евростар

Эти веретёна летают уже со скоростью 250 км/час и очень прикольные ощущения испытываешь когда он входит в поворот. Вагон при этом сильно наклоняется в сторону поворота как на гоночном треке.

Их существует несколько модификаций. Мы ехали на одном из них из Римини в Рим. Похож на вот этот, но не совсем такой:

Скоростные поезда Евростар

Скоростные поезда Евростар

Названия станций ласкают слух. Тут и Венеция Санта-Лючия и Флоренция Санта-Мария Новелла… В общем, рай для ушей. Обилие гласных на конце слова превращает банальные фразы типа «Трено аррива а Венеция Санта-Лючия» в почти готовые стихи. А всего-то навсего это означает, что поезд прибыл в Венецию.

Помимо описанных выше мелочей есть еще масса упрощающих жизнь моментов. Например:

- на каждой станции висит бумажное расписание отдельно для прибывающих на станцию поездов и для отправляющихся. Для каждого поезда указан номер пути, на который он пребывает. Не нужно бегать или прислушиваться к объявлениям через громкоговоритель.
- на светодиодном табло напротив поезда, до отправления которого остается менее 5 минут начинает мигать крупная желтая лампа. Издалека видно те поезда, на которые стоит поспешить:

Табло ЖД вокзала Венеция Санта-Лючия

Табло ЖД вокзала Венеция Санта-Лючия

- на платформах имеются выпуклые схемы станции на которых все надписи дублируются шрифтом Брайля для слепых.
- вывески с названиями станций или сделаны в виде светового короба, либо подсвечены для того, чтобы надписи хорошо различались ночью.
- урны сделаны в виде стойки с тремя кольцами по типу пялец, в которых зажимаются обычные пластиковые мусорные мешки. По мере заполнения их уносят и вешают новые. Таким образом урны есть, но заплеванных-загаженных урн нет. Мусор сортируется по типам. Отдельный пакет для пластика, для бумаги и органики.

Билеты мы покупали на электрички без указания мест, а в некоторых случаях и даты отправления. Такой билет действителен в течение 2-х месяцев с момента продажи и поехать по нему можно в любое время от точки до точки указанных в билете. Просто приходишь в вагон и ищешь свободное место в вагоне того класса, который указан в билете. По дороге можно выходить на любой станции и ехать дальше после прогулки, которая не должна составлять более 6 часов.

Однако перед посадкой в поезд в начальном пункте такой билет надо прокомпостировать при помощи компостеров в изобилии установленных на платформах и в здании вокзала. Если этого не сделать, то проезд считается не оплаченным и штраф за это дело составляет 60 евро. А проверяют билеты всегда и бывает что и несколько раз. Компостировать билеты не нужно только если в билете указаны номер поезда, дата отправления и номера мест.

Выглядит билет вот так:

билеты на итальянскую электричку

Билеты на итальянскую электричку

Не разобраться с тем, что в нем указано можно разве что после неудачно проведенной лоботомии. Билет на 1 взрослого пассажира (иногда один билет дается на всю компанию и тогда в этом поле ставят число, соответствующее количеству людей). Partenza — Отправление. Arrivo — Прибытие. Via Foligno*Falcmar*Fano — Через: Фолиньо, Фалкмар, Фано (промежуточные станции). Класс вагона: 2
Полный тариф: 20 Евро. Слева по краю билета видна отметка римского компостера. Две дырочки оставлены щипцами контролеров. Причем тетка-контроллер, оставившая второе отверстие совершенно самостоятельно предупредила о том, что наша станция пересадки совсем скоро и выходить нам через три остановки.

В общем, поезда в Италии ходят как швейцарские часы и перемещаться ими по стране гораздо приятнее и быстрее, нежели чем автобусом. Интересно, топ-менеджеры РЖД хотя бы иногда смотрят на то, как организовано движение у их иностранных коллег? Есть чему поучиться. Так же как и, прости Господи, мэрам наших городов. Но это уже совсем другая история, поскольку, как говориться в известной русской поговорке: niggers problems don’t fuck sheriff.

Поскольку мы ездили в феврале, что является самым туристическим не сезоном, то проблем с посадочными местами не было. Однако если бы это происходило летом, то очевидно, что такой пустоты в вагонах не стоит ожидать. Кроме этого нужно смотреть, в вагон какого класса заходить при посадке в поезд. Вообще конечно можно сесть в первый класс имея на руках билеты во второй. Но контроллер это вычислит и скорее всего просто попросит пересесть. Но это еще как повезет. Могут и потребовать доплату.

Каждый поезд сопровождается тремя вооруженными полицейскими. И в начале пути они всегда совершают обход, проверяя подозрительных личностей и вообще людей, которые привлекают их внимание по разным причинам. Если вас попросят предъявить паспорт, то можно вполне показать ксерокопию страницы с фото и страницы с визой. Оригинал если и потребуют, то в самом крайнем случае. Если вы, к примеру, безобразно пьяны и лезете целоваться с почтенной сеньорой на соседнем кресле, дергаете беспричинно стоп-кран или вытворяете еще что-то в этом роде …

Вот вкратце и вся информация о том, как пользоваться железнодорожным транспортом в Италии. На вопросы отвечу если таковые имеются (по мере возможностей либо в комментариях, либо отдельным постом).

Спасибо за внимание!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс