На знакомство с Римом мы выделили два дня из трех оставшихся до отъезда в Москву. Мы рассудили так: бронировать гостиницу заранее нет смысла, поскольку не известно, где мы окажемся в конце первого дня, что успеем, а что не успеем осмотреть. И скорее всего второй день будет полностью посвящен Ватикану. Посему было решено, что в конце дня сидя в кафе за ужином забронировать отель поближе к тому месту, откуда начнем осмотр утром второго дня, дабы не тратить драгоценное время на поездки или переходы.

Немного забегая вперед скажу, что в первый день мы не успели, по сути, увидеть ничего! Разве что только Колизей, да римский Форум, арку Константина и арку Тита, алтарь Отечества, площадь Венеции, фонтан Треви, мосты через Тибр, дворец Правосудия, статуи на виа дель Фори Империали, Экседра Стадиона, антиквариум Форензе, несметное количество базилик, Курию, форум Цезаря, энное количество античных колонн и прочих развалин, негров, жарящих и продающих каштаны, сады с апельсиновыми, лимонными и мандариновыми деревьями, а больше ничего! Хотя конечно вру. Что-то наверняка еще мы видели, но такое количество артефактов в голове просто-напросто не укладывается и исчислению не поддается.

Сильно сомневаюсь, что смогу внятно и последовательно изложить этапы осмотра древней столицы Римской империи, а тем более без сумбура описать увиденное, но все же рискну. Итак, поезд системы Eurostar, который за 3 часа доставил нас с побережья Адриатического моря, прибывает на конечную станцию Рома Термини, совсем немного не довезя нас до противоположного берега, но уже Тирренского моря. Что в принципе не важно, поскольку мы находимся в сердце Италии. Сразу же на вокзале мы купили карту города, поскольку тут уже нас интересовали вполне конкретные плацдармы и высоты.

Первым в списке посещений значился, разумеется, Колизей. Как гордые птицы-ежи мы не стали пользоваться метро (вокзал и Колизей разделяют всего два перегона синей ветки). Да и смысла в этом ровно столько же, сколько в законах, принимаемых нашей государственной Думой. Пешком идти минут 15, зато по дороге можно посмотреть, как обустроились потомки Ромула и Рема в городе на семи холмах:

Прогулка по центру Рима

Прогулка по центру Рима

Автомобилей очень много. Забавно паркуются гордые владельцы Smart. Перпендикулярно тротуару. Как мопеды:

Прогулка по центру Рима

Прогулка по центру Рима

Прямо от вокзала проложена в его сторону улица Кавур (viaCavour), по которой мы и вышли к виа дель фори Империали и пьяцца дель Колоссио:

Прогулка по центру Рима

Прогулка по центру Рима

Прогулка по центру Рима

Прогулка по центру Рима

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев

 

Колизей

Колизей

 

Колизей

Колизей

С этой стороны подойти к грандиозному сооружению можно спустившись по лестнице вниз пройдя через переход метро. Но находясь вверху, с площадки можно сделать фото. Этой возможностью я не стал пренебрегать:

Колизей

Колизей

Стоя на площади открывается вид на арки Константина:

Арка Константина

Арка Константина

Тита:

Арка Тита

Арка Тита

И выполнив команду «Кругом!» можно наслаждатся видами на собственно сам Колизей:

Римский Колизей

Римский Колизей

 

Римский Колизей

Римский Колизей

 

Римский Колизей

Римский Колизей

В феврале очередь в кассу совершенно не большая. Минут на 40-50. Мы добросовестно простояли все это время. Но есть способ не тратить на это минуты и часы, что актуально, если вы вдруг захотите осмотреть прелести этого престарелого амфитеатра в более насыщенный туристами сезон. Для этого нужно приобрести в другом месте, где очередь пожиже, билет под названием Archaeologia card. Действует эта карта в течение 7 дней и позволяет посетить 9 мест: Palazzo Altemps, Palazzo Massimo, Crypta Balbi, Terme di Diocleziano, Colosseum, Palatino and Palatino Museum, Terme of Caracalla, Cecilia, Metella Villa Dei Quintili (я привожу названия так, как они были на писаны на карте и для облегчения поиска оных на Google maps). Стоила карта в феврале 2013 года 23 евро и это меньше, чем бы вы заплатили посещая и оплачивая каждый их музеев на месте. Ну и опять же в Колизей прошли бы минуя очередь в кассу. Для тех, кто помнит СССР, примерно такой же длины очередь выстраивалась за импортными сапогами в эпоху совка и тотального дифицита. Для новых же русских (в смысле возраста, а не количества денег) понятный пример очереди привести затрудняюсь. Ну, скажем, представьте, что нужно купить билет на метро на станции Петровско-Разумовская в первый рабочий день после новогодних каникул, а открыта всего одна касса в которой сидит однорукая глухонемая кассирша.

Если же вы хотите тотально экономить и располагаете значительным запасом дней, то лучше всего купить Roma pass, который дает право бесплатного прохода в два музея на выбор, скидки в остальные музеи и три дня бесплатного проезда на общественном транспорте включая метро (что очень ценно, ибо проезд стоит 1,5 евро в один конец). Стоит он 25 евро.

Важное замечание на которое наверняка никто не обратит внимания. Ни Archaeologia card, ни Roma pass на территории Ватикана не действуют. Кроме того, в Ватикане принимают только наличные. Никаких кредиток там не признают. Ибо это все от лукавого.

Отстояв очередь и попав внутрь можно изучить остатки былой роскоши в музее Колизея. Изначально все это было построено со вкусом и довольно богато услилиями ста тысяч рабов из Иудеи, любезно приглашенных принять в этом участие императором Веспасианом. Очевидно, что это было одним из этапов холокоста. Построено было в рекордные сроки. Всего за 8 лет, что и по нынешним меркам очень и очень шустро. Но былое величие этого современного чуда света начало катиться под гору с нашествием варваров, а после землетрясения, которое обрушило южную часть Колизея предприимчивые римляне начала растаскивать камень для своих новых построек. Ну и конечно прихватывали не только то, что развалилось, но и выковыривали камушки из еще крепких стен. которые быстро перестали быть таковыми. Конец этому мародерству положил папа Бенедикт XIV, за что ему разумеется большое человеческое спасибо. Именно благодаря его повелению прекратить чинить безобразия и поддержке в этом начинании его последователей удалось сохранить эту самую, пожалуй, известную в мире развалину.

Теперь о прошлом напоминают только жалкие остатки:

Выставка в Колизее

Выставка в Колизее

Остатки былой роскоши

Остатки былой роскоши

А этот безносый господин между прочим сам Гиппопотам Гиппократ, на верность постулатам которого присягают медики и поныне:

Гиппократ в музее Колизея

Гиппократ в музее Колизея

Был бы благодарен за информацию о вот этой монете, что хранится там же. Сколько не искал, не смог найти ничего о ней:

Неведомая монета

Неведомая монета

По разным оценкам колизей вмещал в себя от 50 до 80 тысяч зрителей. И даже имел сдвижную крышу на случай непогоды. Управляли ей матросы, ибо кроме них никто не мог разобратся в хитросплетении парусины и несметного числа веревок:

Как было...

Как было…

Толщина стен вызывает уважение и понимание того, печему за долгие годы растаскивания камня из стен на наш век тоже кое что осталось:

Стены

Стены

Хотя если присмотреться, то видно, что рабы таки воспользовались отсутствием прораба и схалтурили, украв кирпич и уложив вместо него массу мелких разнородных камней:

Стены

Стены

Но довольно теории. Шагнем внутрь:

Колизей

Колизей

Колизей

Колизей

Часть арены восстановлена в том виде, как она была к моменту сдачи объекта заказчику. А вот места для поцелуев на самом верху для наименее знатных, но наиболее бедных зрителей:

Места для поцелуев

Места для поцелуев

С другой стороны превосходные VIP ложи. Сенаторам дозволялось приходить со своими стульями. В некоторых местах сохранились отметки — выбитые в камне фамилии. Так что бронирование мест практиковалось римлянами издревле:

VIP места

VIP места

Виды из окон довольно милы:

Вид из окна

Вид из окна

Вид из окна

Вид из окна

Вид из окна

Вид из окна

Кстати, этот двухэтажный автобус довольно удобная штука. Предназначен специально для туристов и колесит по одному маршруту весь день. Покупаешь билет. Тебе вручают на входе одноразовые наушники. Достаточно их подключить в соответствующее гнездо на панели возле каждого сиденья и выбрать нужный канал с желаемым языком и можно наслаждатся поездкой по Риму. Гид на твоем любимом языке, включая русский, будет курлыкать о достопримечательностях, которые проезжает автобус. Маршрут имеет значительно количество остановок. Можно выходить на любой из них, посмотреть мир, потом сесть с тем же билетом в автобус и продолжить поездку.

Что то я отвлекся. Посмотрим, как выглядит Колизей в своем самом мрачном месте. В подвале. Там, под ареной, толпились дикие звери, гладиаторы и прочие персонажи предназначенные для убиения друг-друга на потеху почтеннейшей публике. На церемонии открытия Колизея, которая длилась 100 дней было умервщлено несколько тысяч людей и животных. Что же до страшных историй о терзании на арене первых христиан, то это больше из разряда сказок про гроб на колесиках.

Но место действительно не очень. Тесно и угрюмо было там. Под ареной. Такую жизнь не дай бог никому:

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Под ареной Колизея

Не думаю, что смогу рассказать о Колизее что либо сверх того, что имеется в подробнейших исторических и архитектурных трактатах. Посему пройдем на выход и отправимся далее по античным развалинам, ступая по мостовым, вымощенным кусочками темного базальта, под названием санпьетрини. Такое название эти плитки имеют ибо впервые ими мостили площадь Святого Петра:

Древнеримская тротуарная плитка

Древнеримская тротуарная плитка

Эти плиточки доставляют массу проблем римским градоначальникам. А почему это так я расскажу в следующий раз. Спасибо за внимание! Увидимся!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс