Обещая в прошлый раз рассказать несколько интересных деталей из жизни Брунеллески я едва не ошибся, совершенно напрасно рассчитывая на свою, присыпанную легким пеплом склероза память и вовремя обнаружил, что факты с ослиными ушами и каменным изваянием в виде члена в адрес конкурента относятся не к Брунеллески, а вовсе даже к Бернини, который строил колоннады на площади Святого Петра в Риме. Однако упомянуть об этом стоило хотя бы ради того, чтобы поплескать маслица в огонь вашего любопытства, ибо до Рима нам еще только предстоит добраться в обозримом будущем.

А с Брунеллески была связана другая курьезная история. Когда негодяи захватили Флоренцию он предложил хитрый план: катить колесо спроектировать систему запруд и затопить засевших негодяев водой из Арно. И спроектировал. И затопил. Но не засевших врагов, а лагерь своих. То ли из-за ошибки в расчетах, распилах при строительстве олимпийских объектов, а может быть и по другой причине вода пошла не туда. Однако его за это вовсе не ругали. Понимая, что с кем не бывает…

Ну а сейчас, поскольку мы тяжело дыша таки преодолели бесчисленные ступени каменных лестниц на пути к смотровой площадке купола главного флорентийского собора приглашаю на осмотр Флоренции с головокружительной высоты.

Вообще глядя на этот купол можно сделать вывод, что Брунеллески всегда мыслил масштабно и нестандартно. Иначе 3 года согласований и последующие несколько лет поиска строительной бригады (предыдущая разбежалась в ужасе, понимая, что они все к чертям или попадают вниз при строительстве или их задавит рухнувшая конструкция) подкосили бы его, согнули и заставили бросить идею.

собор на площади Дуомо. Флоренция.

Cобор на площади Дуомо. Флоренция.

Виды с площадки открываются аналогичные венецианским. Не зря проливали пот, карабкаясь по ступеням внутри купола. Но без моря. Зато с горами (вчера были большие по пять, сегодня маленькие, но по три):

Флоренция с высоты птичьего полета

Флоренция с высоты птичьего полета

Всё то же море крыш под терракотовой черепицей:

Флоренция с высоты птичьего полета

Флоренция с высоты птичьего полета

Всё те же узенькие средневековые улочки:

Флоренция с высоты птичьего полета

Флоренция с высоты птичьего полета

И если Венеция сверху выглядит явно презентабельнее и величественнее, чем с улиц и каналов, то Флоренция наоборот. Требует внимания к деталям и щедро раскрывает всю свою красоту пешеходам. И погода здесь явно лучше венецианской. Там с моря дует пронизывающий ветер, а тут в феврале я совершенно спокойно прогуливался обходясь без верхней одежды пока не обожрался (this is a terrible story) превосходным итальянским джелато (мороженным):

Флоренция с высоты птичьего полета

Флоренция с высоты птичьего полета

Внутри собор более строг и оформлен очень скромно (если сравнивать с фасадом, разумеется):

украшения флорентийского собора

Интерьер флорентийского собора

Более того, поскольку собор действующий, то веревочками огорожены специальные места для того, чтобы можно было сесть и пообщаться с Девой Марией. Однако никаких запретов на фотосъемку нет. Кто хочет молится — молится. Кто хочет снимать — снимает. И никаких разрух (с).

Немногочисленными украшениями собора внутри являются разнообразные витражи:

украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

Немногочисленные статуи святых и строителей:

Украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

Панно:

Украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

А так же лепнина, барельефы и вот такие фигуры с идентификацией коих я затрудняюсь:

Украшения флорентийского собора

Украшения флорентийского собора

Конечно, купол изнутри покрыт фресками, и некоторые из них я уже показывал в прошлый раз. В целом же купол выглядит вот так (ну да, руки кривые для зеркалки, знаю):

Украшения флорентийского собора

Фрески на куполе флорентийского собора

По поводу росписи с чертями из предыдущего поста, которая на данном снимке не видна ибо находится в самом низу купола имею рассказать следующее (раз уж требуете подробностей): свой страшный суд Вазари и Дзуккари рисовали 7 лет и закончили в 1579 году. Но тут же получили кучу нареканий от флорентийцев. Дюже не понравились им все эти черти, кишки и расчлененка. Не натурально как то. Дело дошло до того, что фрески предложили замазать, однако так по сей день они и красуются не замазанные. Еще из любопытных подробностей: в третьем ряду сверху художники где то изобразили себя любимых, а так же заказчика всей этой музыки великого герцога тосканского Козимо I Медичи. Все бы ничего, ну подумаешь, мощно польстили. Однако в этом ряду находятся избранники Божьи. Говоря современным папуасским языком они забронировали себе VIP-места на страшном суде.

Ну, пожалуй хватит об этом. Опустим глаза вниз.

Разумеется, приличный католический собор не может обойтись без органа. Это так сказать пульт управления инструментом:

орган флорентийского собора

Орган флорентийского собора

Помимо двух ярусов клавиатуры (а бывает и больше) орган имеет педали в достаточном количестве, из которых складывается еще одна клавиатура для ног дабы извлекать низкие звуки. Специально заглянул и насчитал 12 педалей. Но это еще не все. Под ногами помимо педалей находятся два дополнительных устройства. Дело в том, что каждая органная труба не только издает звук определенной высоты и тембра — она обладает уровнем громкости, которую естественно требуется в ходе игры изменить. Для регулировки громкости трубы служит специальный валик-крещендо, вращает который органист своей левой ногой увеличивая таким образом громкость. Правая же нога виртуоза духовых труб управляет другим устройством, которое называется швеллер. Это что то наподобие жалюзи: когда они закрываются то приглушаются трубы, находящиеся за ними. Помимо этого есть масса регистров, переключая которые меняют тональность и еще бог знает что.

Абсолютно искренне полагаю, что профессионально играть на органе может разве что пара осьминогов.

Кстати. Название музыкального инструмента «орган» в переводе с латыни означает просто «инструмент». И это единственный инструмент, который нельзя записать для последующего воспроизведения. А все дело в том, что каждый орган строится индивидуально под конкретный зал и значительную часть богатого звука формирует акустика помещения. И человеческое ухо слышит все оттенки звука исключительно «в натуре». По этой же причине нельзя перенести орган в другое помещение. Там он звучать не будет совершенно.

Существует такое понятие как «диспозиция органа». Я сам об этом узнал совершенно случайно. Это инструкция для органиста в 10 томах которая включает в себя полный перечень характеристик органа, список регистров данного органа с указанием их распределения по мануалам (веркам или подразделениям), а также описание вспомогательных игровых устройств, указание вида игровой и регистровой трактур, диапазона клавиатур и педали (а при необходимости — отдельных регистров), высоты строя, способа настройки (темперации) и могут включать информацию о материале труб каждого регистра (!), годы изготовления или реставрации определённых регистров, схемы многорядных регистров, указание регистров, расположенных на проспекте и т.д. и т. п.

Заметьте! Нигде никакого упоминания об автоматической коробке! Все только чистая механика! Я бы просто сошел с ума уже на первом курсе обучения.

Ладно. Не буду утомлять этими чудовищными подробностями, которые способны вывихнуть мозг в доли секунды. Патчи KDE под FreeBSD куда как проще для понимания и восприятия …

Поскольку большая часть утра ушла на обзор собора и поднятие на купол следующим этапом была прогулка по городу и поиск подходящего места для обеда.

Искали тут:

улочки Флоренции

Улочки Флоренции

Внимательно поглядывая по сторонам:

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

И вверх тоже поглядывая:

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

Еще выше:

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

Безо всякой карты и системы блуждая по виа и пьяццо:

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

Однако в этот раз, обойдя массу улочек и находящихся на них ресторанов в поисках супа (а супа очень хотелось ибо от бесконечных, хотя и очень вкусных пицц, лозаний и паст наши желудки уже требовали традиционной снеди) мы попали в совершенно ничем не примечательно кафе. Столики стояли прямо на площади и судя по обилию местных жителей еда там была достойная и не дорогая.

Выглядела площадь вот так:

Санта-Кроче

Санта-Кроче

Так что обедать нам пришлось под присмотром великого флорентийца, автора «Комедии», которую позже назовут Божественной — Данте Алигьери:

памятник Данте во Флоренции

Памятник Данте во Флоренции

Поскольку мы были наслышаны, что в Тоскане едят на редкость много супа, по сравнению с остальной Италией, да и искали мы именно их, то первым делом бросились искать в меню туземные супы. Был найден некий овощной вегетарианский и риболлита (ribollita), про которую мы уже были наслышаны, что представляет она собой густой овощной суп с фасолью и сухариками. Это традиционный тосканский суп, причем именно сезонный для холодного времени года (если можно назвать холодом +15 на улице).

Вообще, изучение чужой культуры невозможно себе представить без тщательного знакомства с местной кухней, а уж тем более средиземноморской. В Италии конечно существуют и Макдоналдс и прочие мультинациональные фаст-фуды (какая гадость!), но я не могу себе представить ситуацию, в которой homo sapiens должен оказаться, чтобы находясь в Италии добровольно пойти в подобного рода заведения. Когда на каждом углу имеется россыпь всевозможных кафе, пекарен, ресторанов и т.п. богоугодных заведений в которых подают умопомрачительную свежайшую моцареллу и пармезан, маскарпоне, пармскую ветчину, оливки (свежие и запеченные) и масло из них без счета, овощи (преобладают помидоры и артишоки), разнообразные приправы, морепродукты и разумеется бесконечное многообразие вин, нужно быть полным идиотом, чтобы возжелать гамбургер. К тому же местная кухня дешевле сворачивающего печень в свиное ухо обеда с биг-маком и колой. Парадокс!

К описанию итальянской кухни я конечно еще вернусь в послесловии, когда доберусь до завершения работы над фотографиями, поскольку это отдельная восхитительная и жгучая тема, а пока продолжу историю нашего обеда. Итак, я заказал:

  • суп риболлита;
  • пасту с мясным рагу под соусом болоньезе (хотя это вовсе не тосканское блюдо, а из Болоньи);
  • горячий вариант капрезе (как можно так же понять из названия эта антипасти родом с Капри);
  • бутылку красного тосканского сухого вина;

мои спутники остановились так же на супе, пицце по неаполетански (с анчоусами) и пастой с пармезаном.

Процедура заказа неожиданно была прервана официантом, который сначала рьяно пытался объяснить нам что-то на английском, потом перешел на стрекочущий итальянский с быстрым размахиванием руками и криками с преобладанием «Но!» и «Прего!». Потом он перешел к языку жестов, периодически восклицая «Ням-ням» и рисуя себе огромный живот. Было очевидно, что он беспокоится за нас ибо такое количество еды съесть ну никак не возможно. Ага. Щаз!

В итоге завершили заказ, несколько успокоив официанта сообщением, что если и не доедим пару кусочков пиццы, то заберем с собой. Однако он весь обед пристально следил за нами. Потом к нему присоединился и владелец кафе.

Пока готовились антипасти я дегустировал вино:

кафе Флоренции у Санта-Кроче

Кафе во Флоренции у Санта-Кроче

Кстати местные предпочитают белое и не просто, а разбавляя минеральной водой без газа. Полагаю, эта привычка жарких стран, когда тебе нужно много пить в течение дня, но просто воду лакать глупо, а чистое вино в таких количествах явно будет способствовать раннему алкоголизму. Вы только взгляните на нынешний внешний вид нашего земляка Депердье!

А потом принесли сразу все:

Кафе во Флоренции у Санта-Кроче

Кафе во Флоренции у Санта-Кроче

Как вы можете видеть, суп представлял собой ОЧЕНЬ густую кашу из овощей и хлеба соединенных между собой микроскопическим количеством бульона. В его составе были: фасоль, помидоры, шпинат, капуста, лук, артишоки (кстати, один из немногих овощей, который ну вот ни капельки не понравился), цуккини, морковь и немного картошки. Очевидно там было среди ингредиентов и еще что-то, но это что-то уже не поддавалось идентификации. Вообще на вид конечно эта мешанина была не так чтобы очень. Однако — вкусно! Потом я прочитал, что рецепт оного супа пришел из средних веков, когда феодалы на своих пирах использовали круглый хлеб в качестве тарелок, а наутро их прислуга отваривала пропитавшийся мясным соусом хлеб вместе с овощами. Короче, еда для нищебродов.

Паста с мясным рагу и соусом была чудо как хороша. Паста же с пармезаном, помидорами и соусом, название которого мы увы не запомнили была довольно острой. Вино терпким и обладало приятным ароматом и послевкусием винограда.

Мы не спеша поглощали это «ужасное количество» еды (по определению официанта) не отказывая себе в удовольствии параллельно разглядывать фасад пантеона Санта-Кроче, в котором похоронено более 300 известных итальянцев:

Санта-Кроче

Санта-Кроче

И старинную площадь, окруженную со всех сторон открыточными домами:

Флоренция

Флоренция

Флоренция

Флоренция

К слову сказать, весь этот «необъятный» обед в стиле Гаргантюа обошелся примерно в 20 евро на человека. Опасения же официанты были основаны на том, что итальянцы вообще едят до вечера очень немного. Завтрак состоит из чашки кофе и круасана, обед, как правило, из пиццы или одного основного блюда (пиццу обычно запивают пивом, но местное пиво мне не очень понравилось), а вот ужин уже у них считается основой дня и тогда уже в ход идут и закуски и салаты и основные блюда. В том числе и знаменитый тосканский шницель, равиоли (между прочим, это вовсе не пельмени с соответствующей наклейкой в изобилии представленные в наших супермаркетах) и тортеллини.

Посуда, как привило, старая, побитая и выщербленная по краям, что не является чем то особенным или из ряда вон. Наоборот, солидно свидетельствует о том, что заведение долго существует и пользуется популярностью. Бокалы в основном большие стеклянные из ИКЕА, что тоже довольно приятно. Не опасаешься расколотить его невзначай.

Лучший итальянский десерт это домашнее мороженное или тирамису Но не в этот обед. Поскольку после обеда нас ждали надгробия Санта-Кроче, в частности: Галилея, Макиавелли, Микеланджело. Посему таскать в себе еще и мороженное было выше моих сил.

Но поскольку я сегодня пропустил обед, то все эти описания выше вызвали во мне противоречивые чувства и острые приступы голода. Поэтому следующая часть знакомства с Флоренцией под названием «Из холода глыб прорываются гении» откладывается на некоторое время. Надо бы перекусить…

Спасибо за внимание. Увидимся!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс