Кризис шагает по стране, однако сие есть мелочи, которые мешают жить, но прелестей жизни не умаляют. И вот я снова готов топтать клавиатуру для того, чтобы несколько позабавить или заставить задуматься моих друзей, постоянных читателей и случайно забредших на мой сайт посетителей.
Выполняю обещание, данное не так давно. А именно: рассказать о том, чем дышат и как живут итальянцы. В этот раз музеев не будет вовсе, текста много, а картинок напротив мало. Поэтому если вам этот рассказ покажется пресным и скучным – не обессудьте.

Сразу скажу, что недельного пребывания для изучения страны все же маловато и все мои выводы основаны исключительно на личных наблюдениях и субъективных выводах.

Наверное, рассказ о жизни в Италии стоит начать с того, что у них отсутствует такое милое сердцу каждого россиянина понятие, как “понты”. Никто не будет тут покупать новый телефон стоимостью в 2 среднемесячные зарплаты, только потому, что это круто и модно. С другой стороны, и зарплаты эти от среднемесячных российских подачек все-таки отличаются. Судя по общению с местными, 1,5 тысячи евро в месяц это вполне рядовое явление. Это около 60 тысяч рублей. Однако не стоит забывать, что в Европе очень дорогие энергоносители. В частности бензин на заправках стоит на наши деньги около 70 рублей. Именно по этой причине передвигаться по дорогам итальянцы предпочитают на мопедах, мотоциклах или малолитражках. На дорогах часто можно встретить автомобили тысяча девятьсот лохматого года выпуска. А порой попадаются и вовсе антикварные экземпляры.

Портье в гостинице (как я понял, он по совместительству является и ее владельцем) работает на дешевом тайваньском ноутбуке Acer, но при этом ездит на свежей модели БМВ. А преобладают на дорогах, разумеется, Фиат и Лянча. В данном вопросе итальянцы поддерживают отечественного автопроизводителя.

Автомобили на 99% это универсалы и хэтчбэки. Если и встречались седаны, то это были автомобили представительского класса: БМВ или Мерседес. Но их не очень много. Если сравнить с Россией, то только в пределах Садового кольца авто бизнес и премиум класса больше, чем во всей Италии. При этом никто, кроме полиции, карабинеров и медиков не носится с мигалкой по встречке. Никто не хамит на дороге и действует по приципу «первый поедет тот, у кого тачка дороже». В тоже время к ПДД итальянцы относятся довольно творчески и скажем на пешеходных переходах тебя пропустят если только ты нагло будешь переть осознавая свое превосходство над автомобилями. Если будешь стоять и ждать, то можно провести за этим занятием немало минут. Ну, а случаи парковки авто под знаками или на тротуаре встречаются довольно часто.

Курение в помещениях запрещено и найти кафе или ресторан в которых внутри можно курить задача невыполнимая. Однако местные частенько забивают на эти запреты, и несмотря на штраф в размере 500 евро курят на вокзалах, при этом выражение их лиц ясно показывает в каком направлении двигаться следует тем, кто захочет упрекнуть его в нарушении порядка.

Велосипеды так же весьма распространены. В одном из своих рассказов о Римини я выкладывал фото вело парковок:

Стоянка для двухколесной техники

Стоянка для двухколесной техники

Бросилась в глаза одна деталь. Вся масса велосипедов, как на парковках, так и просто на улицах города обязательно прикована цепью или тросом с замком к столбам или заборам. Но видно, что много двухколесных друзей человека в этом заякоренном состоянии находится весьма давно, поскольку либо успели основательно покрыться ржавчиной либо лишились колес, сидений и других нужных запчастей.

В курортной зоне дома довольно ухоженные и явно не дешевые. Однако в той части города, которая предназначена для нормальной жизни, царит более унылая застройка. Можно забрести на улицы, на которых отсутствует асфальт, и дорога просто отсыпана щебенкой. Таких конечно совсем не много, но есть. Однако уныния, не ухоженности и запущенности на них я не наблюдал. Да, есть домики, в которых навалом квартир с минимальной кубатурой. Но по поводу цен на недвижимость увы не поинтересовался. Как то не до этого было.

Продукты мы покупали в ближайшем супермаркете Conad, расположенном на курортном проспекте, и, судя по тому, что там всегда были небольшие очереди из местных жителей цены в нем примерно такие же, как и по городу. И надо сказать, что цены эти в основном ниже российских. Так скажем, бутылка пива (неважно, итальянского производства или баварского) стоит 1 евро. Редко полтора. Очень вкусный пармезан примерно 20 евро за кг. Вино от 1,5 до 50 евро за бутылку, но в среднем за 5 евро уже можно купить неплохой экземпляр. Мы брали исключительно сухое красное, но итальянцы предпочитают белое. Плюс разбавляют его минеральной водой.

Продукты по качеству очень достойные. Чем ближе предельный срок годности, тем товар дешевле. Просроченных продуктов мы в магазинах не встречали.

В ассортименте в изобилии присутствуют сыры (восхитительная свежая моцарелла была у нас в меню ежедневно), свежее мясо, паста и, разумеется, овощи и фрукты. Помидоры в феврале по вкусовым характеристикам скорее соответствуют нашим вечно зеленым собратьям из Ашана. А вот скажем красные сицилийские апельсины по 1,5 евро за кг были весьма достойны внимания. Пармская ветчина стоимостью 50 евро за целую лопатку украшала магазин, но ее почему то покупали очень редко. Во всяком случае, я не видел ни разу ее в корзинках или на транспортерах касс.

Колбасный ассортимент довольно скуден. Пару-тройку сортов салями и столько же сырокопченых или сыровяленных. Хотя в Венеции в местном магазине мы видели в колбасном отделе ассортимент куда как более богатый, который включал в себя с десяток сортов и вареных колбас. Попросив нарезать нам грамм триста салями мы слопали ее на следующие утро не без удовольствия.

У меня была возможность сравнить качество коммунальных услуг в отеле и в обычном жилом римском доме. Ну, с горячей или холодной водой проблем нет вовсе. Однако зверского напора воды не наблюдается, и устроить себе душ одновременно с массажем тела тугими струями не получится.

А вот с отоплением у них не густо. В отеле то понятно. Нет смысла тратить деньги на то, что зимой, когда туристов маловато будет, не сильно и востребовано. К тому же в каждом номере есть сплит, который можно включить на обогрев. Учитывая, что на улице при этом ниже нуля не опускалось, а было примерно от 5 до 10 тепла, то такой вариант выглядит логичным. Но в летнее время включение кондиционера на охлаждение обойдется дополнительно в 4 евро в сутки.

В многоквартирном же доме, когда вечером мы заселялись в свою комнату, на стене имелась в наличии горячая чугунная батарея. К утру она была мертва, недвижима и угрюма. Холод при прикосновении к ней рукой пробирался до самого сердца. Однако особого дискомфорта это не доставляло. Само собой если при этом не вылезать из-под одеяла.

Общественный транспорт в два раза дороже московского. Проезд в автобусе или метро — 1,5 евро. Хотя, как и у нас при покупке абонемента поездка обойдется дешевле. Метро в Риме имеет всего две линии. Поезда ходят в час пик с интервалом примерно в 6-8 минут и так же полны, как и в московском метрополитене. Это нам, однако, не помешало втиснуться на станции Colosseo и проехать 2 остановки в загаженном граффити и полном негров поезде до вокзала.

Билетных касс с сидящими в них тетками я на станции не наблюдал, но автоматы по продаже билетов с удовольствием выплюнут вам тикеты после оплаты.

Раз уж я упомянул о тетках в кассе, то стоит и отдать должное любезности билетных кассиров на ЖД вокзалах. Нас всегда очень вежливо и с улыбками обслуживали, разбирали наши иероглифы, написанные на клочках бумаги для сотрудников билетных касс, терпеливо выслушивали пояснения на нашем безобразном английском вперемешку с не менее чудовищным итальянским. Но ни разу мы не были посланы. Всегда нас терпеливо выслушивали и не менее терпеливо объясняли, показывали и рисовали иероглифы в ответ.

Я вспоминаю историю с тремя иностранцами в московском метро, когда они, пытаясь сначала понять схему ценообразования, потом пытаясь на английском объяснить сидящей за стеклом на станции “Цветной бульвар” бабе Мане достигли только того, что бабища сказала им на чистейшем русском языке хде она их всех видала, в каком месте и в какого цвета тапках. После чего плюнула на пол и закрыла забрало, точнее опустила жалюзи на окошечке своего неприступного кассового вигвама. Пришлось помогать братьям по разуму. А учитывая то, что для них надписи на кириллице вовсе выглядят китайской грамотой стоит восхититься их мужеством. Путешествовать по России – не каждый на это пойдет.

Поразительнее всего было гулять по улицам города примерно с 17 до 19 часов и наблюдать, как народ возвращается домой с работы. Видно, что люди устали. Многие озабочены домашними проблемами. Но таких зверских лиц, какие можно наблюдать у нас в метро утром и вечером я не видел. Кто-то идет, напевая или насвистывая, кучки горожан собираются в барах за кружкой пива или чашечкой кофе. С жаром обсуждают события дня и конечно, смотрят новости, плюясь по поводу очередного ролика с Берлускони или наблюдая футбольный матч, эмоционально кричат или горестно вздыхают, поминая Деву Марию.

Среди итальянцев чрезвычайно мало толстяков или людей с избыточным весом. Несмотря на обилие в меню мучных блюд проблем с ожирением нет. Поэтому для среднероссийской комплекции купить в Италии одежду не так и просто. Лекала у них не на такие фигуры.

Что еще? Мы гуляли по Риму в то время, когда на Италию надвигались выборы. Пару раз наблюдали автобусы с агитаторами. Несколько раз сталкивались с демонстрантами, которые протестовали на площадях против чего то. Наблюдали простыни с протестными лозунгами на окнах и балконах домов. При этом никто не верещал по ТВ об оранжевой угрозе, полиция не разгоняла и не препятствовала проведению митингов. Более того, мы наблюдали действия полиции скажем в поездах, где они совершали обход и проверяли документы пассажиров, вызывавших у них подозрения. Честное слово, у тех, кто заинтересовал полицейских, был такой вид, что я бы тоже у них первым делом проверил бы документы. Совершенно зверские рожи из серии “их разыскивает милиция”. Личное общение с представителями итальянской полиции оставило очень приятные впечатления. Нам улыбались так, как будто мы их самые лучшие клиенты.

В последний день, когда мы уже сидели в аэропорте Федерико Феллини, пройдя таможенный и паспортный контроль, выяснилось, что в связи с погодными условиями наш самолет прилетит на 3-4 часа позже. И, несмотря на то, что формально мы уже находились не на территории Италии, более того, наши шенгенские визы уже истекли, итальянские таможенники любезно позволили вернуться нам в здание, где находились магазины и бары, чтобы мы смогли купить провизии, дабы скрасить бутербродами и пивом ожидание самолета. При этом они нам мило улыбались и говорили “Проходите, пожалуйста”.

Утром в Шереметьево, увидев перед собой застывший навеки в зверской гримасе оскал российского пограничника, который в ответ на мое “Доброе утро!” буркнул нечто среднее между “Здрасти” и “Совсем охерели” я понял, что прибыл на родину.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс