Как все же причудливо тасуется колода! (с)

Приступая к осмотру комнат ватиканского дворца, расписанных Рафаэлем (т.н. станцы), следует упомянуть один замечательный факт. Своим росписям эти три комнаты в некотором роде обязаны известному распутнику, отравителю и, по совместительству, папе римскому Александру Борджиа. За веселыми и гнусными проделками этого папы и его семейства, состоящего из разношёрстной братвы, в т.ч. незаконнорожденной, можно не без интереса наблюдать в сериале «Борджиа”, который я в свое время рекламировал.

В общем и целом суть вот в чем:

когда на папский престол, кряхтя, взгромоздился очередной и, надо отдать ему должное, весьма благообразный на вид старец, папа Юлий II, то он не захотел избрать покоями резиденцию своего предшественника, распутного испанца из Хативы (Пий III, который после избрания его папой прожил менее месяца, внезапно для себя отправившись 18 октября 1503 года на встречу с Всевышним — не в счет).

Итак. Сегодня в программе Stanze di Raffaello.

Вот так выглядят нынче апартаменты Александра Борджиа, в которых он негодяйски прелюбодействовал с Джулией Фарнезе. После него никто из римских пап не селился в этих комнатах. Основной причиной называлось, разумеется, проклятие, витавшее в этих помещениях, но мне кажется, никто просто-напросто не хотел заниматься здесь ремонтом:

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Покои папы Александра Борджиа.

Юлий II расположился в четырех комнатах, которые в наше время и носят название станцы Рафаэля. Хотя собственно Рафаэлем были расписаны 3 из них, а четвертая, комната Константина, подверглась росписи учениками Рафаэля, а не им самим. Непосредственно Рафаэлевские фрески украшают станца дель инчендио ди Борго (пожар в Борго), станца делла Сеньятура (комната подписи или иногда ее называют комнатой печати) которая была кабинетом папы Юлия II, и станца д’Элиодоро (комната Элиодора).

Рафаэль начал с комнаты подписей, и его искусная работа так понравилась папе, что он издал варварское распоряжение — уничтожить уже имеющиеся фрески работы других художников, чтобы все стены были украшены исключительно Рафаэлем. Именно в этом кабинете находится известнейшее творение Рафаэля — «Афинская школа”, а так же «Диспут над Таинствами”, чаще называемая просто «Диспут”, «Парнас” и триптих посвященный правосудию.

Начну и я с нее.

Над фресками для Ватиканского дворца Рафаэль Санти работал с 1509 по 1517 год. По его проекту гигантские фрески были дополнены потолочными украшениями из мрамора и позолотой, что, на мой взгляд, нисколько их не ухудшило. До него фрески делались небольшими. Он первый размахнулся на всю ширину стены (это около 10 метров).

«Афинская школа” явно выражает приоритет светского начала над церковно-религиозным. А поскольку все темы утверждались лично заказчиком, Юлием II, то будем доказательно считать, что данный папа помимо прославления церкви и собственно себя, римского первосвященника, был не чужд пропаганде торжества разума, науки и стремления к познанию мира. Это не может не радовать.

К сожалению, в настоящее время служители церкви норовят брать в качестве примера для подражания не Юлия II, а Александра Борджиа. И это, конечно, печально.

Однако взглянем на один из величайших шедевров в истории живописи (общий план я взял из Википедии, а фрагменты ниже – мои):

Афинская школа

Афинская школа

Совершенно понятно, что название фрески весьма условно, поскольку изображенные философы, ученые и мыслители не принадлежали непосредственно к афинской школе. Рафаэль формально объединил их.

В центре степенно ступают корифеи:

Афинская школа Рафаэля

Афинская школа Рафаэля

Платон (в красном плаще) и Аристотель (в синем). Левее в зеленом плаще – философ Сократ что-то с жаром и загибанием пальцев объясняет Эсхину, автору трех речей, которые в древности назывались «Три грации». Наверное, Сократ предупреждает его о бесполезности споров с Демосфеном. Но все напрасно. Не внял ему Эсхин и продул с треском третий спор, который сам же инициировал.

Далее в коричневом плаще несколько уныло слушает эти речи бывший софист, ученик и последователь Сократа – Антисфен. Весьма примечательная личность. Он отрицал традиционную религию и государство. Вместе с Диогеном они первыми назвали себя гражданами всего мира — космополитами. Кстати и сам Диоген тут присутствует собственной персоной. Вот он, мудрец-фигляр, удобно развалился на ступенях прямо на пути Платона с Аристотелем. С этим известным маргиналом встречался Александр Македонский (с которым, кстати, они и как в сказке умерли в один день). Царь Александр Великий, мастер по разрубанию Гордиевого узла, слева от Антисфена стоит с оружием и в панцире.

Афинская школа Рафаэля

Афинская школа Рафаэля

Из других личностей отметим слева Зенона-стоика и рядом с ним читающего книгу, очевидно учебник по эпикуреизму, Эпикура Самосского, которого следует прославлять за два его высказывания:

- Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

- Человек есть результат биологической эволюции (вот у кого Дарвин спер идейку!).

В нижнем ряду слева с книгой же мы можем лицезреть Пифагора (жаль, не видны его знаменитые штаны), а через плечо в его труды заглядывают ибн Рушд (усатый и в чалме) и лысоватый, но изрядно бородатый средневековый схоласт Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (хосссподи, ну имечко!). Главным жизненным достижением бородатого товарища стало сочинение «Утешение Философией», которое он написал в ожидании казни (долго же ему пришлось ждать палача), араб же ибн Рушд славен трудом «Опровержение опровержения”, а так же книгой по медицине «Система», которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась, в том числе и на иврите. Так то!

Рядом с Пифгором стоит изобретательница астролябии и дистиллятора Гипатия Александрийская, хотя поговаривают, что Рафаэль изобразил не ее на своей фреске, а вовсе другую девицу и только по причине того, что был в определенную даму влюблен. Далее, опять же с книгой, Парменид Элейский, который был учителем Зенона, но не упомянутого выше стоика, а того, который свел с ума массу школьников своими апориями. В частности про Ахиллеса и черепаху, где и ежу понятно, что Ахиллес не только догонит, но и перегонит черепаху. Однако по утверждениям Зенона это невозможно…

В центре, облокотившись на куб, думает свои мысли Гераклит. Однако, поскольку он изображен Рафаэлем с лицом Микеланджело, я предпочитаю считать его именно Микеланджело, а не Гераклитом. А вы решите сами, кто из них более достоин сидеть по центру в сапогах.

Афинская школа Рафаэля

Афинская школа Рафаэля

Осталась неописанной правая группа. В ней отметим наклонившегося к доске почтенного старца в окружении учеников. Мнения расходятся опять же, кого тут изобразил автор: Евклида или Архимеда? Поскольку они оба хороши, то будем считать, что это персонаж един в двух лицах. Так никому из великих не будет обидно.

Спиной к нам с глобусом в руках стоит Клавдий Птолемей. Напротив него, так же с глобусом снова стоит спорный персонаж. Я полагаю, что правильнее считать его Гиппархом, трудами которого пользовался в свое время Птолемей. Но кое-кто предпочитает видеть на этом месте жреца и пророка Заратустру. Почему так – мне не ведомо.

Последними в этом ряду скромно стоят художники Протоген и спрятавшийся за ним сам Рафаэль.

Вообще многим персонажам на этой фреске Рафаэль «прикрутил” чужие головы. Так свою голову он отдал Апеллесу, Евклиду-Архимеду он презентовал черты Броманте, а Платону пожертвовал лицо Леонардо да Винчи… Запутал всех исследователей своего творчества и при этом угодил всем знаменитостям.

Данная работа многократно растиражирована, скопирована и воспроизведена повсеместно. Даже в комнатах музея, посвященного И. Канту в кафедральном соборе Калининграда висит на стене блеклая, к сожалению, репродукция школы.

Разумеется, помимо «Афинской школы” есть и другие шедевры. Каждая стена в помещении, а так же потолок покрыты росписями. И было бы несправедливо не упомянуть и не показать их.

Напротив «Афинской школы” Рафаэль создал «Диспут пресвятого Таинства”. Вот тут мы видим полную противоположность школе и триумф религии:

Диспут пресвятого Таинства

Диспут пресвятого Таинства

Во-первых, Пресвятая Троица с Богом Отцом, Христом между Богородицей и Иоанном Предтечей, и Духом Святым в центре в виде классического голубя. Во-вторых, патриархи и пророки Ветхого Завета чередуются с апостолами и мучениками, сидя в полукруг на облаках: святой Петр, Адам, святой Иоанн Евангелист, Давид, святой Лаврентий, Иуда, святой Стефан, Моисей, Авраам, святой Павел…

На земле, по бокам от алтаря сидят четверо отцов Церкви: святитель Григорий Великий (портрет папы Юлия II), Святой Иероним, Св. Амвросий и Святой Августин. Другие фигуры также имеют физиономии исторических персонажей. Мы без труда узнаем портрет Сикста IV (дяди Юлия II) или Данте Алигьери. А вот остальных я не могу идентифицировать. Что поделать… Серость.

Полагаю, что расположил эти фрески друг напротив друга Рафаэль вовсе не случайно, а есть в этом определенный философский смысл. Обратившись к религии, человек соответственно отворачивается от науки, открытий, познаний. И, соответственно, наоборот. Золотой середины в данном случае не существует. Каждый человек волен выбирать самостоятельно то, к чему он готов повернуться в своей жизни лицом, а к чему – задом.

Помимо научных и религиозных тематик в данной комнате присутствует и тематика светская. Вот, скажем, правая часть стены содержит названную «Григорий IX утверждает Декреталии”.

Григорий IX утверждает Декреталии

Григорий IX утверждает Декреталии

Хотя я не совсем уверен, что правильно перевел слово «the Decretals”. Это эпизод, в котором папа Григорий IX утвердил труды доктора гражданского и канонического права St. Raymond de Penafort, которого папа вызвал в Рим для классификации свода законов, в качестве официального документа для изучения в университете. Этот свод законов стал стандартом и оставался таковым на протяжении почти 700 лет.

Ну и оставшаяся стена дает нам представление о легендах и мифах древней Греции вперемешку с персонажами, на которых Парнас оказал свое влияние в различные времена. Центральной фигурой тут стал Аполлон, сидящий в центре. Он играет на лире и окружен девятью музами, древними и современными (Рафаэлю, конечно же) поэтами, среди которых мы можем легко определить слепого Гомера, Вергилия и Данте за его спиной, поэтессу Сафо (ее имя написано на листе бумаги, который она держит в левой руке). Кроме них Петрарка, Овидий, Гораций…

Парнас

Парнас

Да. Широко жил партизан Боснюк папа Юлий II. Работать в кабинете, в окружении таких шедевров! Есть чему завидовать!

Но перейдем в другую комнату. Станцу «Пожар в Борго”. Разумеется, тут присутствует как фреска, по которой комната получила свое название, так и другие, не имеющие к этому горькому катаклизму никакого отношения. Например, «Битва при Остии” 849 года, на которой празднуется победа папской армии над ордами сарацин. Обратите внимание, как не по-христиански они тянут сарацина за бороду:

Битва при Остии. Рафаэль.

Битва при Остии. Рафаэль.

Битва при Остии. Рафаэль.

Битва при Остии. Рафаэль.

Хотя «Пожар”, разумеется, привлекательнее всего остального:

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Тут, как принято, не обошлось без чуда. Эта правдивая история приключилась в 847 году. В окрестностях собора Святого Петра вспыхнул пожар, угрожая Ватикану. Но, отважный папа Лев IV, выйдя на лоджию Благословения и помолясь, чудесным образом с божьей помощью потушил огонь, сохранив, таким образом, звание брандмейстера множество жизней и имущество церкви. Фреска хороша своими фрагментами. Я, как любитель гадких комментариев обратил свое внимание на это спасение позеленевшего от угарного газа Санта Клауса:

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Пожар в Борго. Рафаэль. станцы

Ну и третья фреска здесь (фото четвертой, увы, вышло не качественным), это коронация Карла Великого, состоявшаяся в соборе Святого Петра в 800 году:

Коронация Карла Великого. Рафаэль. станцы

Коронация Карла Великого. Рафаэль. станцы

Осталось описать содержимое стен третьей станцы для того, чтобы считать очередной этап описания ватиканских сокровищ завершенным. Это комната, которая посвящена опять же чудесам. Но на этот раз мы увидим чудесное покровительство богом церкви. Фреска, давшая название комнате, во всех доступных Рафаэлю красках рассказывает и показывает нам, как небесный всадник изгнал из иерусалимского храма господина Илиодора, коего послал царь Сирии кое-что спереть из хранившихся в храме сокровищ:

1373982618_room33

Энрико Брускини в своей книге «Шедевры Ватикана» пишет об этой фреске вот что: «Выбор этого эпизода Юлием II явно намекает на необходимость изгнать иностранцев с территории Италии и внутренних врагов с территории церкви».

Не правда ли, это по-прежнему актуально?

Рядом божьи посланники чудесным образом усыпляют стражников и освобождают из тюрьмы апостола и первого римского папу – Святого Петра:

Освобождение святого Петра

Освобождение святого Петра

Освобождение святого Петра

Освобождение святого Петра

Не лишена интереса сцена встречи Льва Великого и Атиллы. Согласно легенде, чудесного явления святых Петра и Павла с мечами в ходе встречи папы Льва Великого и Аттилы было достаточно для того, чтобы король гуннов воздержался от вторжения в Италию и похода на Рим. Думаю, увидев летающих по небу людей с мечами любой бы не его месте воздержался. Рафаэль помещает сцену в Рим (видны Колизей, акведук, обелиск и другие здания). Хотя на самом деле это историческое событие произошло на севере Италии, недалеко от Мантуи:

сцена встречи Льва Великого и Атиллы

Сцена встречи Льва Великого и Атиллы

Четвертое чудо. Во время мессы в Больсене в 1263 г., хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью, что явилось тому доказательством бытия божьего. Реальность тела и крови, принимаемых в таинстве евхаристии отныне не подлежало никаким сомнениям.

Четвертое чудо.

Четвертое чудо.

1373982577_room31

Такими я увидел станцы Рафаэля. Как обычно, принимаю критику и поправки от тех, кто знает толк в искусстве и понимает в нем более, нежели я.

Осталось только показать потолки в станцах и откланяться:

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Оформление потолков в станцах Рафаэля

Спасибо за внимание!

Увидимся!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс